Выбор рациональной вместимости автобуса

В современных условиях дальнейшее развитие и совершенствование экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят: трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, их работоспособность. В связи с этим актуальной является проблема выбора рациональной вместимости автобуса.

В единой транспортной системе России пассажирский автобусный транспорт занимает ведущее место в обслуживании населения. Среди всех видов пассажирского транспорта автобусами осуществляется более 50% пассажирских перевозок.

Обеспечение стабильного функционирования транспортной системы, необходимость обеспечения экономической эффективности, экологической и дорожной безопасности обусловливают важность задачи выбора рациональной вместимости автобуса.

Комплексное решение задачи выбора рациональной вместимости автобуса можно скачать здесь.

Пассажирский транспорт, не относясь к сфере материального производства, а являясь сферой обслуживания, не создает материальных благ, а лишь способствует их производству в местах приложения труда граждан. От качества работы городского и пригородного пассажирского транспорта зависит своевременная доставка граждан города на работу и к местам отдыха. Это в значительной мере определяет ритм функционирования сферы производства и услуг. От качества работы междугороднего пассажирского транспорта зависит скорость и гарантированность перемещения пассажиров на значительные расстояния.

Недостаточная разработка и отсутствие общепринятой научно обоснованной методики выбора рациональной вместимости автобуса обосновывают актуальность исследования данной задачи.

Показатели, влияющие на выбор рациональной вместимости автобуса

Задача выбора рациональной вместимости автобуса является многокритериальной. Можно выделить, по крайней мере, десять показателей, влияющих на выбор рациональной вместимости автобуса:

1) вместимость транспортного средства;

2) рыночная стоимость автобуса;

3) эксплуатационные затраты;

4) тягово-скоростные качества;

5) удобство пользования для пассажиров;

6) компактность транспортного средства;

7) эргономика рабочего места водителя;

8) надежность транспортного средства;

9) безопасность (активная, пассивная, послеаварийная);

10) экологичность транспортного средства.

Выбор рациональной вместимости автобуса зависит от вида маршрута, условий перевозок, величины пассажиропотока, платежеспособности перевозчика, требований законодательства и представляет собой сложную задачу. Потому что в зависимости от конкретных условий критерии выбора будут неравнозначны.

При решении задачи выбора рациональной вместимости автобуса необходимо учитывать, что важность этих показателей неодинакова для участников транспортного процесса. Например, перевозчику важна стоимость приобретения транспортного средства, пассажиру – удобство использования. А общество в целом заинтересовано в увеличении безопасности дорожного движения и снижении отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду.

Это означает, что имеется сфера принятия компромиссных решений путем введения нормативных ограничений со стороны ди­рективных органов по ряду параметров. За счет учета в наибольшей степени требований потребителей транспортных услуг и общества возможно получение конкурентных преимуществ.

Взаимодействие участников транспортного процесса

Каждый из участников имеет своё представление о процессе перевозки и ожидает определенной выгоды от решения задачи выбора рациональной вместимости автобуса.

Причём интересы участников транспортного процесса могут значительно не совпадать, вступать в противоречие, хотя в некоторых моментах они могут и пересекаться.

Например, с точки зрения пассажира в перевозочном процессе главными являются факторы, влияющие на затраты времени при поездке, комфортность поездки, регулярность перевозок и безопасность движения, стоимость проезда. Для перевозчика важны прибыльность перевозок; протяжённость маршрута; количество остановочных пунктов на нём и расстояние между ними; численность населения, проживающего в районах тяготения к остановочному пункту; наличие параллельных маршрутов других видов транспорта; протяжённость совмещённых участков и числа выполняемых на них рейсов за сутки. Для общества в целом и государства главенствующую роль играют социальные факторы, развитие инфраструктуры транспорта, экологическая составляющая, безопасность.

Во многих вопросах все стороны имеют общие точки соприкосновения, например по вопросу стоимости проезда. Но в то же время в этом общем вопросе существует противоречие: пассажиры хотят, чтобы цена за проезд была как можно меньше; перевозчик стремится повысить прибыльность перевозок и установить цену за проезд, стремящуюся к максимуму; общество или государство, в принципе, заинтересовано в разумных, экономически обоснованных, «средних» ценах на проезд, которые соответствуют платежеспособному спросу населения и в то же время позволяют перевозчику получать прибыль и соответственно отчислять определённый процент от прибыли в пользу общества.

В вопросах интервала движения, комфортабельности и наполняемости автобуса есть общие точки соприкосновения. Но есть также и противоречия: пассажиры хотят, чтобы было минимальное время ожидания автобуса на остановке с наличием сидячих мест в подвижном составе; перевозчику с экономической точки зрения выгодно увеличивать интервал движения с целью достижения величины коэффициента использования вместимости, близкой к единице; общество в этом случае придерживается «золотой середины», тем самым обеспечивая социальную удовлетворенность всех участников транспортного процесса.

Проблема учета интересов пассажиров, перевозчиков и общества при решении задачи выбора рациональной вместимости автобуса является не до конца решаемой во многих методиках. Связано это с дискуссионностью вопроса о наборе показателей, учитывающих интересы каждой из сторон, и трудностью количественного выражения фактических показателей.

Комплексное решение задачи выбора рациональной вместимости автобуса можно скачать здесь.