Сравнительная оценка уровня конкурентоспособности транспортно-логистической компании

ТЛКВажной задачей в сфере формирования цивилизованного рынка транспортно-логистических услуг для государства является создание современной системы обслуживания грузовых перевозок, удовлетворяющей требованиям всех участников транспортного процесса: транспортно-логистических компаний (ТЛК), потребителей (крупных и мелких производственных предприятий, частного бизнеса) и общества в целом. Для повышения уровня конкурентоспособности на рынке грузовых перевозок ТЛК необходимо направлять усилия на расширение спектра и повышение качества транспортно-логистических услуг, снижение затрат на организацию деятельности и эффективное использование имеющихся ресурсов, обеспечение необходимого уровня транспортной безопасности.

Эффективное решение поставленных перед ТЛК задач в современных условиях жесткой конкуренции на рынке грузовых перевозок возможно в результате использования в своей деятельности актуальных научно-практических разработок в сфере транспортного обеспечения логистики с применением информационных технологий. Для определения направлений развития ТЛК необходимо оценить свое положение на рынке грузовых перевозок.

Комплексная оценка уровня конкурентоспособности ТЛК

Наиболее важными характеристиками ТЛК являются экономическая эффективность ее деятельности, качество предоставляемых транспортно-логистических услуг, комплексная транспортная безопасность. В результате синтеза выбранных характеристик предложено оценивать деятельность ТЛК комплексной оценкой уровня ее конкурентоспособности.

Таким образом, комплексная оценка уровня конкурентоспособности ТЛК на рынке транспортно-логистических услуг определяется по формуле

КОП = k1Пэф + k2Пк + k3ПКБ,                                                              (1)

где Пэф – оценка экономической эффективности деятельности ТЛК;

Пк – оценка качества транспортно-логистических услуг;

ПКБ – оценка комплексной безопасности деятельности ТЛК;

 k1,k2,k3 – коэффициенты удельного веса соответствующего частного показателя в комплексной оценке уровня конкурентоспособности ТЛК.

Оценка экономической эффективности деятельности ТЛК

Оценить экономическую эффективность деятельности ТЛК можно различными способами. Основными оценочными показателями при этом могут быть прибыльность перевозок, уровень рентабельности. Наиболее подходящим для использования будет технико-экономический показатель, отражающий естественное желание перевозчика получить максимальный полезный эффект (в данном случае выполненную транспортную работу) с минимальными затратами средств, определяемый по формуле

                         Пэф = Рф / S,                                                                        (2)

где Рф – фактическая выполненная транспортная работа за определенный период, т-км;

Sзатраты на выполнение транспортной работы, руб.

Если в комплексной оценке необходимо учесть экономическую эффективность капитальных вложений ТЛК, то следует использовать формулу

 Пэф = Рф / (S + Ен * К),                                                              (3)

где Ен – нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных вложений, Ен = 0,15;

К – стоимость капитальных вложений ТЛК, руб.

Оценка качества услуг ТЛК

Для оценки качества транспортно-логистических услуг существует достаточно много методик. С точки зрения потребителя в грузовых перевозках главными являются факторы, влияющие на затраты времени на доставку грузов, сохранность грузов, эффективная организация погрузочно-разгрузочных работ, возможность доставки грузов «от двери до двери», тариф на перевозку. Каждый из обозначенных факторов, в свою очередь, включает в себя ряд различных показателей, определяющих качество транспортно-логистических услуг.

Оценивать качество услуг ТЛК предложено по формуле

Пк = (Y1 / 2 + Y2 + … + Yn / 2) / (n — 1),                                                (4)

где Y1, Y2, …, Yn – частные показатели, определяемые по формулам:

Yi = (Пi — Пimin) / (Пimax — Пimin),                                                         (5)

или

Yi = (Пi — Пimax) / (Пimax — Пimin),                                                         (6)

Здесь Пimax и Пimin – соответственно максимальные и минимальные значения i-го частного показателя. Формула (5) используется для тех показателей, увеличение значений которых улучшает качество транспортно-логистических услуг, например количество автомобилей в парке, скорость доставки грузов. Формула (6) – для показателей, повышение значений которых снижает качество услуг, например стоимость и время доставки грузов, возраст эксплуатируемых автомобилей.

Оценка безопасности транспортно-логистических услуг

В комплексную безопасность транспортно-логистических услуг ТЛК необходимо включать обеспечение безопасности дорожного движения и экологическую безопасность транспортных средств. Таким образом, показатель комплексной безопасности определяется по формуле

ПКБ  = α1ПБДД + α2ПЭБ,                                                                     (7)

где ПБДД – показатель безопасности дорожного движения;

ПЭБ – показатель экологической безопасности;

α1, α2 – коэффициенты значимости соответствующего частного показателя в оценке комплексной безопасности.

Каждый частный показатель комплексной безопасности имеет ряд оценочных критериев, имеющих количественное выражение.

Пример

Рассмотрим пример определения уровня конкурентоспособности трех ТЛК: А, Б и В. В табл. 1 представлены экономические показатели работы ТЛК.

Таблица 1 – Экономические показатели работы ТЛК

Статьи затрат А Б В
Затраты на топливо, тыс. руб. 2039,8 2807,8 1300,2
Затраты на смазочные и эксплуатац. материалы, тыс. руб. 153,0 210,6 97,5
Затраты на восстановление износа и ремонт шин, тыс. руб. 90,9 166,5 77,3
Затраты на ТО и ремонт автомобилей, тыс. руб. 1050,8 1615,2 931,6
Амортизационные отчисления на восстановление автомобилей, тыс. руб. 1375,8 1658,7 1375,8
Общехозяйственные и прочие расходы, тыс. руб. 1015,4 1200,5 920,9
Зарплата водителей, тыс. руб. 2297,1 2330,0 1616,0
Отчисления во внебюджетные фонды от зарплаты водителей, тыс. руб. 689,1 699,0 484,8
Общие годовые затраты, тыс. руб. 8712,0 10688,3 6804,2
Фактическая годовая транспортная работа, тыс. т-км 7425,5 9761,5 6582,0
Стоимость капитальных вложений, тыс. руб. 6900 9600 6000

 

В табл. 2 представлены частные показатели оценки качества транспортно-логистических услуг.

Таблица 2 – Показатели оценки качества услуг

Показатели А Б В
1. Количество автомобилей в эксплуатации, ед. 10 12 9
2. Вероятность доставки грузов в заданный срок, % 85 92 88
3. Организация ЕО, ТО и ремонта подвижного состава на собственной или арендуемой базе, имеющей сертификат соответствия на выполнение этих видов работ + +
4. Наличие собственного оборудования для организации погрузочно-разгрузочных работ + +
5. Средний возраст автомобилей, лет 8,5 5,5 7
6. Расчетная продолжительность доставки грузов, дн. 2 4 3
7. Тариф на перевозку, руб./т-км 0,85 0,77 0,9
8. Обеспечение сохранности грузов, % 95 88 92

 

В табл. 3 показаны результаты расчета значений частных показателей качества транспортно-логистических услуг по формулам (5)-(6).

Таблица 3 – Результаты расчета значений частных показателей

№ показателя из табл. 2 А Б В
1 0,333 1,000 0,000
2 0,000 1,000 0,429
3 1,000 0,000 1,000
4 0,000 1,000 1,000
5 0,000 1,000 0,500
6 1,000 0,000 0,500
7 0,385 1,000 0,000
8 1,000 0,000 0,571

 

В табл. 4-5 представлена характеристика ТЛК по выбранным оценочным показателям комплексной безопасности транспортных услуг и результаты расчета рейтинговых оценок.

Таблица 4 – Система оценочных критериев безопасности

Наименование критерия Единица

измерения

1 Показатель безопасности дорожного движения ПБДД
1.1 Нарушения правил организации и проведения стажировки водителей Кол-во нарушений / год
1.2 Нарушения правил и сроков прохождения курсов по повышению профессионального мастерства водителей Кол-во нарушений / год
1.3 Несоблюдения «Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей» Кол-во нарушений / год
1.4 Участие в дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя Кол-во случаев / год
1.5 Зарегистрированные нарушения правил дорожного движения водителями Кол-во нарушений / год
1.6 Нарушения правил и сроков проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (ТС) Кол-во нарушений / год
2 Показатель экологической безопасности ПЭБ
2.1 Доля ТС, не соответствующих нормам EVRO-2
2.2 Доля ТС, соответствующих нормам EVRO-3 и выше
2.3 Нарушения установленных требований по охране атмосферного воздуха и окружающей среды Кол-во нарушений / год
2.4 Коэффициент безопасности транспортных средств

 

Таблица 5 – Характеристика ТЛК по оценочным показателям комплексной безопасности

Ранг Вес Эта-лон Значения

критериев

Рейтинговая

оценка ТЛК

А Б В А Б В
1 Показатель безопасности дорожного движения ПБДД
1.1 4 0,087 0 0 1 1 0,087 0,000 0,000
1.2 5 0,053 1 2 1 2 0,026 0,053 0,026
1.3 3 0,143 0 1 2 1 0,143 0,072 0,143
1.4 1 0,389 0 0 1 0 0,389 0,000 0,389
1.5 2 0,236 2 4 2 3 0,118 0,236 0,157
1.6 6 0,032 0 2 1 1 0,016 0,032 0,032
2 Показатель экологической безопасности ПЭБ
2.1 3 0,143 0,25 0,25 0,3 0,28 0,143 0,119 0,128
2.2 4 0,087 0,55 0,45 0,5 0,55 0,071 0,079 0,087
2.3 2 0,236 0 0 1 1 0,236 0,000 0,000
2.4 1 0,389 0,71 0,58 0,61 0,71 0,317 0,331 0,389

 

Результаты расчета комплексной оценки уровня конкурентоспособности ТЛК на рынке грузовых перевозок представлены в табл. 6.

Таблица 6 – Результаты расчета комплексной оценки уровня конкурентоспособности ТЛК

Критерии Удельный вес А Б В
Оценка экономической эффективности деятельности ТЛК 0,4 0,762 0,805 0,854
Оценка качества транспортно-логистических услуг ТЛК 0,35 0,436 0,643 0,531
Оценка комплексной безопасности услуг ТЛК 0,25 0,777 0,427 0,712
Комплексная оценка уровня конкурентоспособности ТЛК 0,651 0,654 0,706

 

Анализ результатов расчетов показывает, что ТЛК, обозначенная «В», имеет наибольший уровень конкурентоспособности по комплексной оценке из рассматриваемых претендентов. При этом частная оценка качества транспортно-логистических услуг этой ТЛК не самая высокая. Следует отметить, что на итоговую оценку оказывает влияние уровень значимости каждого оценочного критерия. Если изменить приоритеты в оценке критериев, то итоговый результат может быть иным.

На основе предложенной системы критериев оценки уровня конкурентоспособности ТЛК на рынке грузовых перевозок разработана компьютерная программа в среде Microsoft Excel, позволяющая:

  • определить уровень конкурентоспособности предлагаемых ТЛК транспортно-логистических услуг на рынке грузовых перевозок и дать объективную оценку эффективности деятельности ТЛК;
  • установить значимость каждого оценочного критерия в комплексной оценке уровня конкурентоспособности ТЛК в соответствии с приоритетами в рассматриваемый период времени;
  • выявить показатели в комплексной оценке транспортно-логистических услуг, снижающие уровень конкурентоспособности ТЛК, и определить дальнейшие пути развития компании.

Статья размещена в Сборнике статей по материалам Х международной научно-практической конференции («Актуальные вопросы современной науки», часть 2, 12 марта 2018 г., г. Томск).