Повышение экономической эффективности услуг транспортно-логистической компании

Необходимость обеспечения экономической эффективности деятельности транспортно-логистических компаний (ТЛК) в современных условиях для развития конкуренции на рынке грузовых перевозок, обеспечения доступности и безопасности качественных транспортных услуг по приемлемой цене обусловливает актуальность и значимость задач, связанных с управлением процессами грузовых перевозок.

В рамках решаемой задачи ТЛК необходимо определить рациональную структуру автомобильного парка, которая обеспечит удовлетворение спроса на грузовые перевозки с возможностью получения прибыли при приемлемом уровне рентабельности перевозок. При этом необходимо учесть ограниченный объем инвестиционных ресурсов, имеющихся в распоряжении ТЛК, для реализации решения поставленной задачи.

Экономико-математическая модель в случае создания собственного автопарка

В случае создания собственного рационального парка автомобилей целевая функция задачи будет представлять собой максимизацию чистого денежного потока и иметь вид

f1 = ΣΣAijij — Eн*ΣKi —> max,                                                          (1)

где Аij  необходимое количество автомобилей i-го типа (марки) для перевозки j-го вида груза, ед.;

Пij  чистая прибыль от эксплуатации автомобилей i-го типа (марки) при перевозке j-го вида груза, руб.;

Eн  нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных вложений, равный 0,15;

Кi  стоимость капитальных вложений на приобретение автомобилей i-го типа, руб.

Целевую функцию (1) можно применять также при приобретении автомобилей в лизинг или в кредит. В таких случаях параметр Кi  представляет собой величину первоначального взноса на приобретение автомобилей i-го типа. А из прибыли Пij  вычитается стоимость лизинговых платежей или ежемесячных платежей по кредиту.

Решение задачи выбора рациональной структуры автомобильного парка возможно при ряде условий:

  1. Существующий спрос в прогнозируемом периоде на перевозку j-го вида груза должен быть удовлетворен

Qj <= ΣAij*Wi, j = 1, 2, …, m,                                               (2)

где Qj – объем перевозок j-го вида груза в прогнозируемом периоде, т;

Wi – прогнозируемая производительность одного автомобиля i-го типа (марки) за тот же период, т.

Производительность одного автомобиля определяется по формуле

W = qγcβVTTнДрαв / (lг + βVTtп-р),                                     (3)

где qгрузоподъемность автомобиля, т;

γcстатический коэффициент использования грузоподъемности;

βкоэффициент использования пробега на маршруте;

VTсредняя техническая скорость, км/ч;

Tнсреднее время в наряде, ч;

Дрколичество дней работы в прогнозируемом периоде, дн.;

αвкоэффициент выпуска на линию;

lгсредняя длина ездки с грузом;

tп-рвремя погрузки-разгрузки автомобиля за ездку, ч.

  1. Для приобретения необходимого количества автомобилей должно хватать соответствующих инвестиций

ΣKi = ΣAi*Ci <= Иmax ,                                                    (4)

где Сi – полная цена или величина первоначального взноса на приобретение одного автомобиля i-го типа (марки) , руб.;

Иmax – объем инвестиций, находящихся в распоряжении ТЛК, руб.

Экономико-математическая модель в случае рационализации структуры существующего автопарка

В случае рационализации структуры автомобильного парка ТЛК для оперативного реагирования на изменения спроса на транспортные услуги целевая функция (1) примет вид

f2 = ΣΣAijij — EнΣ(Kii) —> max,                                           (5)

где Дi  доход от продажи автомобилей i-го типа (марки), руб.

Ограничение (4) в этом случае примет вид

Σ(Ki -Дi<= Иmax .                                                   (6)

Срок окупаемости капитальных вложений рассчитан по формуле

CO = ΣKi / ΣПij,                                                          (7)

где ΣKi суммарная стоимость капитальных вложений на приобретение всех автомобилей, руб.;

ΣПij  суммарная чистая прибыль от эксплуатации автомобилей, руб.

Пример расчета

Величина спроса на грузовые перевозки по видам грузов: навалочные, тарно-штучные, скоропортящиеся и наливные составляет соответственно 7000, 8700, 5600 и 6100 т/год. Для повышения экономической эффективности деятельности в распоряжении ТЛК имеются финансовые средства в размере 70000 тыс. руб. Технико-эксплуатационные характеристики исследуемых автомобилей представлены в табл. 1.

Таблица 1 – Технико-эксплуатационные характеристики автомобилей

Показатель Самосвалы Рефрижераторы
МАЗ КамАЗ Скания МАЗ
Грузоподъемность, т 12 10 10 8
Прибыль в год, тыс.руб./авт. 425 370 460 395
Стоимость автомобиля, тыс.руб. 2800 2500 3200 2760
Коэф-т использования грузоподъемности 1 1 0,8 0,8
Коэф-т использования пробега 0,5 0,5 0,5 0,5
Техническая скорость, км/ч 24 24 24 24
Время в наряде, ч 8 8 8 8
Кол-во дней работы, дн. 365 365 365 365
Коэф-т выпуска на линию 0,8 0,78 0,88 0,8
Длина ездки с грузом, км 180 180 250 250
Время погрузки/разгрузки, мин 13 15 25 20
Грузоподъемность, т 13 17 10 8
Прибыль в год, тыс.руб./авт. 460 540 480 410
Стоимость автомобиля, тыс.руб. 2900 3150 3200 2800
Коэф-т использования грузоподъемности 0,85 0,85 1 1
Коэф-т использования пробега 0,5 0,5 0,5 0,5
Техническая скорость, км/ч 24 24 24 24
Время в наряде, ч 8 8 8 8
Кол-во дней работы, дн. 365 365 365 365
Коэф-т выпуска на линию 0,9 0,87 0,9 0,8
Длина ездки с грузом, км 350 350 200 200
Время погрузки/разгрузки, мин 27 30 15 13

С помощью компьютерной программы в среде Microsoft Excel рассчитана рациональная структура автомобильного парка:

  • для перевозки навалочных грузов: 4 самосвала МАЗ;
  • для перевозки тарно-штучных грузов: 8 фургонов DAF;
  • для перевозки скоропортящихся грузов: 6 изотермических фургонов Скания;
  • для перевозки наливных грузов: 4 автоцистерны Вольво.

Для реализации предложенных мероприятий ТЛК необходимы инвестиции в размере 68400 тыс. руб. Срок окупаемости инвестиций составит 6,4 года. Расчетный срок окупаемости инвестиций меньше нормативного, равного 6,6 лет, следовательно, предлагаемый проект является экономически выгодным. Расчетный денежный поток составит 440 тыс. руб.

Разработанная компьютерная программа на основе исходных данных о величине спроса на грузовые перевозки, технико-эксплуатационных и экономических характеристиках грузовых автомобилей, величине инвестиционных ресурсов ТЛК позволит определить рациональную структуру автомобильного парка в нестабильных условиях рынка транспортных услуг с целью оперативного принятия соответствующих управленческих решений.

Статья размещена в Сборнике статей по материалам VI международной научно-практической конференции («Актуальные вопросы в науке и практике», том 2, 5 марта 2018 г., г. Самара).